Пост - забота о душе и теле


Пост - забота о душе и теле Большинство людей живут с головой погруженными в повседневный круговорот забот, переходя от застолья к будничным делам, от работы к телевизору. Они, если можно так выразиться, не дают своей душе слова сказать, не то что не верят в Бога, а просто не вспоминают о Нем. Пост же - это время особой сосредоточенности на себе, вернее на своей душе, время воздержания от всего внешнего, преходящего, чувственного. Воздержание человеку было предложено с самого его сотворения. Преподобный Ефрем Сирин называл особой правдой Божией запрет на вкушение плодов от "древа познания добра и зла" при разрешении употребления в пищу всех остальных плодов, которых в Раю было несметное множество. История Ветхого Завета, история патриархов и пророков, уча народ достойно "ходить перед лицем Божиим", часто упоминает о посте как условии испрашивания у Творца своего особой милости: "Назначьте пост, говорит пророк, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в Дом Господа Бога вашего и взывайте ко Господу (Иоил. 1,14). Образ поста дан нам и в Новом Завете. Сорок дней постился Господь Иисус Христос. Не пил секира и вина, питался акридами и диким медом Иоанн Креститель, постились святые апостолы и все святые мужи. Целью поста является не борьба с телом, как думают некоторые, а усмирение страстных движений души, что приводит к оживлению совести. Для постящегося открывается настоящая картина видения себя - своего подчинения злым привычкам, таким как чревоугодие, сластолюбие, леность и т. д. Человек ощущает себя стесненным, и у него появляется желание освободиться от непосильного для души рабства дурных привычек. Он начинает взывать к помощи Бога, потому что приходит понимание собственной беспомощности и беспомощности себе подобных. Поэтому истинное воздержание невозможно без молитвы и особого настроения благоговения перед святыней. "Как телесная пища уточняет тело, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - так и пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту, помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни". Нельзя забывать, что смирение страстей и изглаживание злых привычек возможно только тогда, когда человек подкрепляет молитву к Богу ещё и добрыми делами. "Ты постишься, продолжает святитель, докажи это своими делами. Ты не ешь мяса - не вкушай и глазами нескромности. Пусть постится слух, чтобы не принимать злословия и клеветы; язык - от ругательства и недовольства". Нельзя забывать о милосердии - милостыне, посещении больных. Нужно всегда держать мысль, что пост необходим для воспитания в человеке тех качеств, которые угодны Богу:"сердце сокрушенно и смиренно" (Пс. 50, 19), тех, которые делают человека человечным. Подчиняющий себя правилу церковного поста не на словах, а на деле понимают, в чем проявляется милость Бога к нам, людям, а это всегда вселяет надежду, дает силу бороться со всякого рода трудностями или искушениями, как это у нас принято называть. Не хочу говорить о посте с медицинской точки зрения - это компетенция врачей. Но опытные медики нередко рекомендуют простую грубую пищу и умеренное ее употребление. Египетские пустынножители, питавшиеся лишь малым количеством фиников и ключевой водой, отличались долголетием. Так, преподобный Антоний Великий прожил 105 лет, а преподобный Павел Фивейский дожил до 115-ти. Пост дан людям как средство подготовить себя к жизни вечной, а на это нужно время, то есть продолжительная жизнь на земле, так как человек чаще всего не вдруг начинает думать о своей судьбе после смерти. Святые отцы говорят, что о теле мы должны заботиться так, как будто проживем сто лет, а о душе, как будто умрем завтра. Пусть пост приносит всем трудившимся над собой радость сопереживания Христова Воскресения. Это праздник тех, кто стремился очистить сердце свое от страстей, кто алкал и жаждал правды Божией, кто, поняв нищету духовную, озарился славой неземной.

 Священник Виктор Праздничный

Источник: http://postink.ru/o_pravoslavnyh_postah/post_-_zabota_o_dushe_i_tele.html