Чем я лучше других? А чем хуже?

 
Наверное, каждому человеку хочется оценивать себя как можно более объективно. Потому что с заниженной самооценкой жить уж больно кисло, а с завышенной — окружающих жалко. Вот как раз бег и помог мне понять, насколько неадекватно чаще всего мы себя оцениваем. Когда чем-то занимаешься с увлечением, рано или поздно начинаешь сравнивать свои результаты с достижениями других. И неизменно попадаешь на «качели» — от «да я крут» до «мои результаты ужасное убожество» — и так много раз подряд.
 
Бег (как, наверное, и всякий спорт) помогает осознать тщетность сравнения себя с другими. Вот я смотрю на одного-другого-третьего, у них результаты ого-го, у них прогресс, а я? А я шкандыбаю, как старая развалина, и вряд ли будет лучше. Могут ли такие мысли способствовать прогрессу? Вряд ли… Тогда на помощь приходит здравый смысл — не смотри на других, смотри на себя. Четыре года назад ты 300 метров пробежать не могла, а сейчас можешь полумарафон — ничего себе, нет результатов!
У всех разный старт, разные возможности, здоровье, силы, количество свободного времени. Ты это ты, у тебя определенные данные, основываясь на них нужно что-то делать. Как можно сравнивать, если даже вводные данные, начиная со строения мышц, у всех разные? Вспоминаю, как я привела дочку на гимнастику в детстве. То, что для нее было адским усилием, ее подружка делала просто так, для забавы. И да, подружка сейчас в сборной, а мы ушли из секции через полгода. Значит ли это, что моя дочь хуже? Ничуть, значит это только то, что каждому свое. И это свое обязательно надо найти и развивать. Но это уже из истории о талантах.
В обычной жизни, да, пожалуй, и в духовной, все ровно так же, как и в спортивных достижениях. Сравнение с другими — главная ошибка в попытках оценить себя, осознать свои слабые и сильные стороны. Сравнение всегда оказывается либо началом осуждения, либо началом уныния и тоски. А ведь эта привычка заложена в нас с детства—– сравнивают учителя, сравнивают родители, причем из самых лучших побуждений.

Когда сравнение не в нашу пользу, результат — уныние. Как же так — он может, а я нет? Почему одним все, а другим ничего? Руки опускаются, чувствуешь себя лузером. А между тем, если бы ты просто оценил в другом человеке то, что тебе нравится, и не стал бы сравнивать себя с ним, человек мог бы послужить для тебя источником вдохновения.
Если же сравнение в нашу пользу, это быстро становится поводом для тщеславия и осуждения. А заодно и причиной расслабления. Ну, раз я не самый худший, можно сделать передышку. Но в том-то и дело, что нельзя держаться на одном и том же уровне, если ничего не делаешь.
Почему-то всегда получается, что обязательно откатываешься назад. Если перестать бегать, то через месяц ты не побежишь так же, как раньше. Зато если все время бегать, пусть даже одинаково медленно, велика вероятность, что через месяц произойдет качественный скачок, и ты побежишь чуть быстрее или чуть дальше — медленно, но верно. Конечно, если твоя цель не в том, чтобы стать чемпионом. Но в жизни мы ведь стремимся не к чемпионству, а к совершенствованию, не правда ли?

Фарисей тоже попался на этом, на сравнении. Думал бы только о себе, о том, каков он перед Богом, а не в сравнении с другими людьми — не впал бы в осуждение, и сам бы не ушел осужденным. Когда мы хотим познать себя, то и смотреть должны только на себя. Вот я стою один перед Богом, есть только я и Он. И я должен понять, что мне делать и куда двигаться. Не оглядываясь на других людей.
Есть только один способ двигаться вперед без уныния и осуждения — сравнить себя с собой прежним. Есть ли прогресс, есть ли хоть маленькое движение вперед? Или, может быть, откат назад? Вероятнее всего, каждый найдет в себе и то и другое. Раньше я была слишком вспыльчивой и раздраженной, сейчас я стала спокойнее. В то же время раньше я больше молилась, а сейчас откровенно ленюсь. Налицо и прогресс, и регресс. И то и другое — повод проанализировать себя, оценить адекватно и объективно — и двигаться дальше. Главное, помнить о том, что нельзя останавливаться: пусть медленно, но только вперед.



источник   http://www.matrony.ru/chem-ya-luchshe-drugih-a-chem-huzhe/